Фантастическая чебоксарка - отчет о втором этапе PAL2014

22.12.2014

Условия ловли

20.07.2014

В этом году второй этап престижного рыболовного турнира Pro Anglers League снова принимало Чебоксарское водохранилище. Профессиональные спиннингисты уже бились здесь в прошлом 2013-м году, и местная акватория успела многим полюбиться. Даже несмотря на свою сложность и загадочность.

В прошлом сезоне мы попали на разгар цветения воды. Стояла жара, безветрие. Температура Волги местами достигала 26-28 градусов. Щуки (основная турнирная рыба) были явно не в лучшей своей форме и просто отказывались ловиться. Победил экипаж Дмитрия Шабалина и Сергея Евтисова с весьма скромным для ПАЛ результатом в 24 килограмма за два тура. Я с Сергеем Ждановым вообще едва не «занулился» и не вылетел из турнира. Но мой нынешний напарник Василий Чертков в тот раз выступил очень даже хорошо и даже зацепился за призы. А самое главное – он смог немного понять это загадочное, но очень рыбное водохранилище.

Дальние рубежи

На тренировки мы приехали как всегда сильно заранее. Лишние дни на акватории никогда не помешают. Ведь ситуация по клеву и перемещениям хищника может изменяться почти каждый день, и такие изменения обязательно нужно отслеживать. Для начала решили исследовать (словно бы с нуля, хотя это и не так) акваторию вверх по течению от базы Васильсурская слобода. До Бармино зону решили не расширять – все-таки у нас не самый быстрый мотор (на Тракере висит 60-ка Меркурий), а вот Разнежье и Проран были для нас вполне досягаемы. Целый день посвятили протокам и заливам, но ничего интересного и достойного внимания увидеть не смогли. Обнаружили интересный участок, где в прошлом году неплохо отловились ФИОНовцы Медведев и Киселев. Но этим летом рыба там была просто неприлично мелкой. Из запомнившегося отмечу разве что судака около килограмма весом и такую же щуку. Не зацепились за рыбу и на коренной Волге на этой широте. Бровки казались излишне голыми и безжизненными. Внизу было куда как интереснее! Радиус нашей «дальнобойности» достигал входа в Ветлугу. В следующие дни мы упирались как раз в этот район. Ниже деревни Юрино удалось обнаружить весьма интересные канавы с корягами. Василий даже поймал там щуку весом чуть больше четырех килограммов. Мы нарисовали карту глубин этого участка и даже наметили там пару интересных постановок для лодки. Но несколько проверок этой зоны в последующие тренировочные дни принесли нам лишь пару судаков, немного пустых щучьих поклевок и один срез вместе с поводком. Рыба явно присутствовала, но не в турнирном количестве. На этом выводе с дальними рубежами мы решили завязать, тем более, что переходы на такие расстояния уж очень много времени отнимали. Для соревнований слишком большое расточительство. Несколько лодок конкурентов за рыбу тут все-таки зацепились, но у нас были варианты поинтереснее. Во всяком случае нам так казалось.

Золотая серединка

В ближнем от базы радиусе действия находятся самые «вкусные» участки – закоряженные поливы на месте затопленных островов. Глубины на них колеблются в пределах 3,5-4,5 метров, и в таких местах мы имели максимальное количество поклевок. Это и была та самая пресловутая «фишка», которую знал с прошлого года мой напарник. Она реально работала и в этом году. А классический русловый джиггинг по рельефу рыбу приносил очень плохо и бессистемно. На таких участках одинаково успешно работали как джиговые приманки, так и воблеры. Минноу были хороши, но крэнки нам показались гораздо проще в применении.

На неспешной проводке буквально в несколько забросов ими удавалось неплохо проверять точки. Джиг мы использовали довольно легкий (под стать глубинам) – 10-16 граммов. Почти все тренировочные дни очень хорошо себя показывала довольно крупная резина: и твистеры, и виброхвосты. Стабильно они переигрывали поролон. Эту информацию мы приняли к сведению. Особенно много лодок крутилось на входе в Шумецкую воложку. И не зря – щуки там тоже было предостаточно. В один из выездов с оператором я даже поймал там «под камеру» щуку весом ровно шесть килограммов. Все было здорово. Но именно эта точка была известна слишком многим экипажам, чтобы всерьез делать на нее ставки. Гораздо перспективнее нам казались несколько локальных коряжников в радиусе километра от воложки. В последние перед стартом дни мы тренировались строго с закрытыми крючками, чтобы не накалывать лишний раз осторожную бонусную рыбу. Так вот на одной такой точке неведомая «крокодилица» почти пополам раскусила мне 5-дюймовый виброхвост. По ощущениям зубки были как у собаки. Такие точки нам нужны. Сюда мы обязательно заскочим в туре. Несколько интересных постановок нащупали и на «Хмелевском поливе» в районе 22-го бакена. Там тоже есть «бонусы». По итогам тренировочной недели мы были готовы на все 100%. Отметили около восьми очень перспективных участков, на которых все это время постоянно крутилась хорошая рыба. Пожалуй, еще никогда за всю историю наших выступлений на PAL мы не были столь уверены в своем результате.

Драгоценные жизни щук

С утра в день старта полная готовность. Лодка и все системы проверены от и до. Бензина в баке под горловину + канистра в рундуке на непредвиденные разъезды. Общий запас хода больше двухсот километров. Снасти собраны. Мы с Василием будем в туре ловить одинаковым комплектами на основе 81-х Ривольт 14-46 гр. Работать будем с джиг-головками 10-16 грамм. Эти удилища даже со своим огромным запасом мощности вполне позволяют контролировать такой вес. Шнуры свежие, не тертые. С собой огромный запас оснащенных и собранных приманок и поводков. С утра едем «потолкаться» на вход в Шумецкую, на самый «жирный» участок. Во-первых, оглядеться – кто еще туда пойдет. Во-вторых, в надеждах на пару дежурных местных рыб. Далее в планах планомерный облов всех наших участков и снятие с них максимального количества щук. Стартуем предпоследними. Снова «повезло» на тренировке. Главный минус позднего старта в том, что и взвешиваться нам предстоит последними. Ах, если бы мы знали, во что это нам встанет…

Двадцать минут рева мотора – и мы на точке. Удивительно, но мы в гордом одиночестве. Встаем на свою удобную постановку, и буквально через минуту появляется сразу три лодки с более мощными моторами. Видимо, коллеги останавливались где-то по пути для проверки других участков. Прикольно. Мы самые «черепахи», а встали первыми. Впритирку к нам встает лодка Шабалина. Остальным места явно не хватает, но они остаются поблизости. Поклевок нет. Но Шабалин с Евтисовым на воблеры ловят подряд две приличных щуки.

По ощущениям около 2-3 кг. Твичинг. Мы пробуем – у нас тишина. А Шабалин тем временем ставит крэнк и ловит монстра – щуку весом почти 11 килограммов! Похоже нам здесь ловить нечего. Дело явно не идет. Для нашего умения участок излишне запрессован. Снимаемся с якоря и уходим в свободное плавание.

Без прессинга и дышится свободнее. На соседней точке сразу пара пустых щучьих хваток, а Василий на крэнк ловит язя весом почти 1,4 кг. Вот она, рыба нашей мечты! (с) Но хотелось бы щуку. Двигаемся дальше. Точек много. Времени тоже. На очередном закоряженном участке Вася ловит сразу пару щук на поролон, «отдыхавший» на тренировках. А у меня на резину совсем никак. Вот чудеса. Но перестроиться недолго, и вот я уже с рыбой. Поклевок много. С каждой постановки лодки минимум одна поимка. Рыба средняя. Первый бонус у Васи – снова на крэнк! Щука весом около 4,5 кг отправляется в лайвелл. Я тоже беру мультовый одночастник с Голд Диггером – известным «бонусным» крэнком. Воблер быстро уходит на рабочую глубину и идет около самого дна, иногда стукаясь о коряжник. Веду медленно. И тут взрывная мощнейшая хватка, и не без борьбы я заваливаю в подсак щуку весом за 5,5 кг. Отличный результат! Эмоции переполняют, но руки не дрожат. Отличная игра с потенциалом на зону призов.

Мы «ползем» по поливу, облавливаем отдельные коряги, отчетливо видимые сканером. В какой-то момент, заменяя очередную щуку из садка на чуть более крупную, я обратил внимание на не самое лучшее самочувствие нашей крупнейшей «мамки».

Щука была чуть длиннее 90-сантиметрового лайвелла, и из-за этого ее постоянно переворачивало на бок, когда она пыталась выпрямиться. Когда рыба тратит свои силы на такую возню, она очень быстро выдыхается и может умереть. В какой-то момент мы сообща решили, что лучше отвезти щуку в бассейн предварительного содержания на базе.

Ей там будет просторнее, как минимум. Это и стало нашей роковой ошибкой. Вместо того, чтобы дать рыбе отдохнуть в садке, мы подняли якорь, и на всех парах понеслись в финишную зону. Уже на месте рыба чувствовала себя совсем неважно. Бригада организаторов в целом сразу ничего обещать не стала – щука вполне могла не выжить. Взгрустнулось. Но мы решили рискнуть и оставить щуку – вдруг придет в себя? Это был сознательный риск, ведь мы знали, что в случае ее гибели мы не сможем вместо нее сдать щуку поменьше, которые ловились у нас с каждой постановки. Заодно принимаем еще одно фатальное решение – оставить в бассейне и щуку-«четверку». Она полна сил, рвет и мечет. Готова выпрыгнуть из лодки, но мы ее усмиряем и сдаем в бассейн. За ее жизнь мы спокойны на все 100%. Уходим обратно на рыболовные места.

За оставшееся до финиша время Василий ловит на поролон еще одну «четверку», а я щуку чуть больше двух килограммов. Улов у нас просто фантастический по нашим меркам. Мы же не Шабалин с Евтисовым, каждый раз по 18 кг в туре ловить не умеем. Для «мебели» в садке плавает еще и язь.
Мы давно хотели его выпустить, но он такой юркий был, что это долгое время не удавалось. Однако уже перед финишным рывком он нам пригодился. Во время возни с «четверкой» у нас со второй попытки выпрыгивает из садка одна из «двушек»! Но мы даже не паримся. Ведь в бассейне наших около 10 кг. Мы так думали. В итоге в створ приходим с язем и двумя щуками, одна из которых весит 4 кг. Как и положено, 3 рыбы в садке + 2 в бассейне. Звучит финишная сирена.

Практически сразу нам сообщают горькую весть – наш бонус погиб где-то час назад. В целом мы были к этому готовы. Но взвешивание уже началось, и веса коллег дают понять, что даже без этих 5,5 килограммов наш вес остается вполне играющим. Наша очередь взвешиваться подходит только через час. Мы сажаем рыбу из лайвелла в мешок для взвешивания и идем к сцене. Я беру еще один мешок и бегу к бассейну за нашей второй «четверкой»… но меня встречают с каменными лицами. В бассейне лежит мертвая щука. КАК? Ведь она была живее всех живых? Чуть пальцы не пооткусывала пару часов назад? Это было как обухом по голове. Я даже толком не запомнил, как мы взвесились. Для меня остается загадкой, что произошло. Возможно, стало слишком жарко. Может быть, сократили подачу свежей воды – ведь параллельно подключили еще один бассейн для уже взвешенной рыбы. Но наши мечты о призовой зоне были завернуты в полиэтиленовый пакет и унесены в печку. Щука умерла за 15 минут до нашего выхода на сцену. Если бы мы взвешивались на пять экипажей раньше, она бы пошла в зачет.

Больше никогда не повезем рыбу на предвариловку. Ведь даже если бы обе щуки погибли в лодке (во что я вообще не верю – такого не случалось ни разу, гибли разве что судаки и берши), мы без проблем заменили их двумя полторашками-двушками, и это подняло бы нас едва ли не на десяток мест. Но получилось так, как получилось.

Первые слезы рыболовного спорта

На старт второго тура выходили в подавленном состоянии. Даже и вспоминать не хочется. Улыбались, конечно, но в душе понимали, что шансов на победу практически не было. Особенно учитывая результаты лидеров. Но ловили все равно как роботы. С самого утра у лодки сошла «трешка». Однако поклевок было много. Быстро закрылись на разных точках. Стали укрупняться. Поймали другую «трешку». У Васи был многообещающий срез выше поводка на вываживании – явно хорошая рыба. Потом у меня тоже самое, но уже на подсечке. Могла и мелочь промахнуться. Потихоньку укрупнили почти всех щук. Но начались и очередные сложности – запас поводков таял на глазах. На этом этапе мы оторвали больше 120-ти приманок. В конце концов под конец второго тура долавливали уже тонкими поводками, обычно используемыми в лайтовой ловле. Ну, раз лайт, значит лайт. Подослабил фрикцион и был готов к более деликатной борьбе. И щука дала мне бой. «Мамка» села на выбросе и почти сразу пошла наверх. Свечу удалось погасить, щука лишь вывернулась мощным боком на поверхности и снова ушла на дно. Она была хороша. Против течения ее свернуть никак не удавалось, и мы снялись с якоря, чтобы двинуться к ней навстречу. Когда мы сблизились, хищница мощной потяжкой стянула еще с десяток метров шнура – я очень переживал за тонкий поводок.

Но бояться стоило другого. Щука завела в старую сеть. Никакие попытки высвободить ее не увенчались успехом. В тот момент, когда я отрывал шнур, щуки уже, скорее всего, не было на приманке. Так мы разбазарили наш последний шанс. Но остались десятые в рейтинге и даже сократили отставание он пары других команд. И то хорошо.

Однако накал страстей на самих соревнованиях не стихал. Рыбы погибали не только у нас. Водоем в этом плане выдался тяжелый. Драматичнее всего разыгралась ситуация у Сергея Беляева и Дениса Вихрова. На переходе ребята не учли время, и от удушья у них погибли две «зачетверы». Потеря, сравнимая с нашей. Но они сумели взять себя в руки и перезакрыться почти такой же неплохой рыбой. Однако победа выскользнула из их рук. Они только вторые. И слезы Вихрова стали наглядно иллюстрацией того, что им довелось пережить. Плачут не только футболисты и девочки.

Достаточно опасно отыграли и Шабалин с Евтисовым. Они не смогли закрыться щукой – привезли на финиш даже окуня. Но феноменальный задел первого тура (и бонус почти на 11 кг!) все же дали им возможность остаться на верхней точке турнирной таблицы и возглавить рейтинг. Третье место заняли нижегородцы Артем Дегтярев и Кирилл Шульпин. Теперь всех нас ждет очень тяжелый третий этап на малорыбном Иваньковском водохранилище.